Государственный Академический Театр Классического Балета
под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва.

все жанры кроме скучного

О театре/Статьи/

Балетный Театр Наталии Касаткиной и Владимира Василёва

Народные артисты России Наталья Дмитриевна Касаткина (р. 1934) и Владимир Юдич Василёв (р. 1931) оба окончили Московское хореографическое училище, оба свыше двадцати лет работали в Большом театре, где исполняли характерные (Н. Д. Касаткина также и классические) партии, оба в начале 1960-х годов начали балетмейстерскую деятельность, а с 1977 года возглавляют балетный театр, который ныне называется «Государственный академический театр классического балета».

Характеризуя их деятельность, необходимо к целому ряду их начинаний применить слово «впервые». Они были первыми во многом, что происходило в художественной жизни нашего балета во второй половине XX века.

Известно, что на рубеже 1950—1960-х годов во всех видах отечественного искусства — литературе, театре, кино, музыке, изобразительном творчестве — произошёл коренной перелом. Вступило в жизнь новое талантливое поколение, впоследствии получившее название «шестидесятников». Это поколение преодолело идеологические догмы и художественный застой предшествующего периода, расширило духовные и образные горизонты художественного творчества и определило главные достижения отечественного искусства второй половины истекшего столетия.

Перелом в развитии всей художественной культуры коснулся и хореографии. Он определился на рубеже 1950—1960-х годов, прежде всего в постановках Ю. Н. Григоровича и И. Д. Бельского, нашедших новые пути в развитии балета и оказавших влияние на всё поколение деятелей хореографии. Но Ю. Н. Григорович и И. Д. Бельский творили в Петербурге, хотя их ошеломляющие новации отзывались по всей стране. Ю.Н. Григорович переехал в Москву и пришёл в Большой театр несколько позже, определив до конца века его творческое лицо. В Москве же первыми молодыми балетмейстерами новой волны стали Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв. Их спектакли «Ванина Ванини» (1962) и «Героическая поэма» (1964) с музыкой Н. Н. Каретникова, «Весна священная» И. Ф. Стравинского (1965) и несколько позднее поставленный в Петербурге спектакль «Сотворение мира» А. П. Петрова (1971) влились в общий процесс обновления отечественного искусства и сыграли в нём заметную роль.

Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв первые в нашей стране (после небольших, впоследствии прерванных опытов хореографов 1920-х годов) стали ставить спектакли на авангардистскую музыку. Они сотрудничали с молодым композитором Н. Н. Каретниковым, шедшим по пути авангардистского творчества. Это было ново, не все принимали в то время такую музыку в балете. Сейчас это стало совершенно обычным, но тогда было неожиданным и свежим, намечая новые пути в балете, стимулируя поиски в области хореографического языка и форм.

Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв первые поставили в нашей стране эпохальный балет И. Ф. Стравинского «Весна священная». Он был создан в 1913 году и показан в Париже в «русских сезонах» С. П. Дягилева с хореографией В. Ф. Нижинского. Потом неоднократно ставился за рубежом. Сейчас его можно увидеть на многих сценах и у нас. Но первые обратились к нему в нашей стране Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв. Это было достаточно смело, ибо И. Ф. Стравинский тогда был у нас ещё полузапрещённым композитором как эмигрант и модернист, а музыку его, новаторскую и очень сложную, многие не принимали. Но Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв поняли её глубоко и адекватно, создав замечательный спектакль, который до сих пор идёт на сцене их театра.

Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв первые в нашей стране создали свой балетный театр, который можно назвать авторским и экспериментальным. То есть это их личный (в творческом смысле) театр, возникший в качестве параллели и дополнения к ведущим театрам столицы. Сейчас свои балетные труппы есть у В. М. Гордеева, Г. Л. Таранды, С. Н. Радченко, существует камерный балет «Москва», есть несколько ансамблей народного танца и модерн-танца. Но первым авторским и экспериментальным балетным коллективом стал именно театр Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва. В 1977 году они возглавили концертный ансамбль, созданный в 1966 году (им руководили сначала И. А. Моисеев, затем Ю. Т. Жданов), и превратили его в балетный театр. Основой репертуара теперь стали не концертные номера и хореографические миниатюры, а полноценные большие спектакли. Театр Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва завоевал популярность на родине и с неизменным успехом гастролирует во многих странах мира.

Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв первые в нашей стране привлекли для реставрации старинного спектакля известного зарубежного хореографа Пьера Лакотта, который специализировался на восстановлении утраченного классического наследия. Сейчас Пьер Лакотт реставрировал ряд исчезнувших балетов за рубежом, а у нас — в Большом («Дочь Фараона») и в Мариинском («Ундина») театрах. Но первые призвали его для этой цели в нашу страну Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, поставив в 1980 году в его реставрации старинный балет «Натали, или швейцарская молочница» композитора А. Гировеца, созданный в 1821 году основоположником романтического балета Филиппом Тальони. Ныне реставрации вошли в моду, но для начала этого дела нужна была творческая инициатива, всегда свойственная этим балетмейстерам.

Наконец, Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв первые в нашей стране стали экспериментировать в сложных и необычных музыкально-хореографических жанрах, поставив в 1986 году вокально-хореографическую симфонию «Пушкин. Размышление о поэте» А. П. Петрова — композитора, с которым в течение долгих лет их связывала творческая дружба. Они воплотили на сцене как его балеты, так и оперу «Пётр I», проявив талант не только хореографов, но и режиссеров. Представление же о Пушкине — сложный синтетический жанр, объединяющий драматическое действие, симфоническую музыку, вокал и хореографию.

Уже из одного перечисления хореографических явлений, где содружество этих балетмейстеров характеризуется словом «впервые», видны присущие им творческая инициативность, стремление к художественному поиску, нахождению новых путей и форм в искусстве.

Говоря об их балетном театре, имеющем сейчас множество разнообразных спектаклей, необходимо отметить гармоническое сочетание классики и современности, как в репертуаре, так и в хореографическом языке их постановок.

Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв поставили ряд классических балетов, среди которых «Жизель», «Дон Кихот», все три балета П. И. Чайковского. При этом к воплощению классических произведений они подходят творчески, никогда не переносят механически версии столичных театров, а создают свои. Одним зрителям эти версии могут нравиться больше, другим меньше, что вполне закономерно. Но главное не в этом, а в творческой трактовке материала, что, безусловно, ценно в искусстве.

Особенно большое значение в деятельности Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва имеет постановка новых балетов, сотрудничество с современными композиторами, среди которых были Н. Н. Каретников, А. П. Петров, Т. Н. Хренников, А. И. Хачатурян и другие, не говоря уже о том, что ставили они балеты И. Ф. Стравинского  — «Весна священная», «Поцелуй феи», «Жар-птица» и С. С. Прокофьева — «Ромео и Джульетта», «Золушка». В постановке балетов современных композиторов вклад этих балетмейстеров в искусство, пожалуй, наиболее значителен.

Гармоническое сочетание классического и современного характерно и для их пластического языка. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв воспитаны на классической хореографии и в совершенстве владеют ею. Но язык классического танца не может сводиться к набору школьных движений. Он развивается, обогащается и может впитывать в себя, когда это необходимо для создания художественных образов, разнообразные пластические элементы: народных, бальных, исторических танцев, модерн — и джаз — танца, бытовой и драматической пантомимы, трудовых, спортивных, физкультурно-акробатических движений и другие. По этому пути идёт большинство отечественных хореографов второй половины XX века. И в своих оригинальных балетах Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв также следуют по этому пути. Танцевальный язык их балетов можно назвать обновленной или модернизированной классикой, то есть классическим танцем, обогащённом в соответствии с требованиями образного содержания элементами других пластических систем.

Особо следует сказать о том, что театр Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва является настоящей «фабрикой звёзд». Из него вышло столько лауреатов международных балетных конкурсов, в том числе мировых знаменитостей, сколько не дал ни один другой театр. Их артисты завоевали на конкурсах девятнадцать золотых медалей, не говоря о многих серебряных и бронзовых. Не все знают, что именно в театре Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва начинали свою деятельность такие мировые знаменитости, как И. Д. Мухамедов, В. А. Малахов, Г. О. Степаненко, С. В. Исаев, такие крупные таланты, как А. В. Горбацевич, Т. Г. Палий, М. Перкун-Бебезичи и многие другие лауреаты. Всё это говорит о высоком уровне труппы и о том, что её руководители умеют воспитывать творческие индивидуальности и выращивать выдающихся актеров.

Творчество Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва отмечено Государственной премией СССР (1976) и первой премией Всесоюзного конкурса концертных номеров (1969). Ряд их спектаклей экранизирован.

Их обширная и многогранная деятельность заслуживает специального и всестороннего исследования. В данном же очерке мне хотелось отметить главное, благодаря чему этими талантливыми людьми вписана заметная страница в развитие отечественной культуры.

Академик В.В. Ванслов