Государственный Академический Театр Классического Балета
под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва.

все жанры кроме скучного

О театре/Статьи/

Росток корней Большого

Государственный театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева — одна из самых известных в России балетных трупп, которая по негласному рейтингу следует сразу за Большим и Мариинским (Кировским) театрами.

«Большой театр является родоначальником всех нас. Это прекрасное старое дерево, которое породило ряд прекрасных блестящих отпрысков. И, как это бывает в природе, иногда ветви дают более блестящие цветы», — так писала русская балерина А. Данилова в газете «Санди таймс» 10 октября 1956 года, во время первых гастролей в Великобритании Большого балета, гастролей, которые приоткрыли «железный занавес» и начали череду блистательных выступлений мастеров российского балета на сценах мира. В этих знаменитых гастролях принимали участие совсем молодые солисты Большого театра Наталия Касаткина и Владимир Василев.

Ныне Наталия Касаткина и Владимир Василев возглавляют труппу Государственного театра классического балета.

Выпускники знаменитой московской балетной школы — академического хореографического училища при Большом театре, — Наталья Касаткина и Владимир Василев больше двадцати лет проработали в прославленной труппе Большого в качестве солистов балета. Они — ученики выдающихся мастеров советского балета Марины Семеновой, Асафа Мессерера, Алексея Ермолаева, Леонида Лавровского. С начала 60-х годов Наталья Касаткина и Владимир Василев успешно осуществляют свою балетмейстерскую деятельность, продолжая великие традиции Большого балета, опираясь на них, но в то же время, как заметил выдающийся советский хореограф Игорь Моисеев, «не находясь у них в плену».

Их первые спектакли — «Ванина Ванини» и «Героическая поэма» на музыку композитора Николая Каретникова, «Прелюдии и фуги» И.С.Баха, — поставленные на сцене Большого театра, привлекли заинтересованное внимание публики и критики. В них танцевали звезды Большого — Майя Плисецкая, Николай Фадеечев, Нина Сорокина, Юрий Владимиров, Елена Рябинкина. Впервые в СССР Наталья Касаткина и Владимир Василев осуществили постановку балета Игоря Стравинского «Весна священная», и, показанная во время гастролей Большого балета в США, их версия получила одобрение автора — композитора Игоря Стравинского. На память о встрече с ним осталась магнитофоная запись беседы и автограф на программе спектакля «Весна священная».

В спектакле танцевали Нина Сорокина, Юрий Владимиров, сама Наталья Касаткина. Роли Пастуха было суждено стать последней ролью Александра Годунова на сцене Большого театра.

С труппой Мариинского (Кировского) балета Наталия Касаткина и Владимир Василев поставили балет «Сотворение мира», который стал одним из самых знаменитых и популярных балетов мирового репертуара. Он с триумфом прошел на сценах более 60 театров.

В петербургской премьере балета были заняты Ирина Колпакова, Галина и Валерий Пановы, Михаил Барышников, Юрий Соловьев, Калерия Федичева, Наталья Большакова, Вадим Гуляев. Роль Адама в этом балете была признана лучшей работой Михаила Барышникова в Мариинском театре. В роли одного из трех Ангелочков в этом балете состоялся дебют на профессиональной сцене Людмилы Семеняки.

С 1977 года Наталия Касаткина и Владимир Василев руководят труппой Государственного театра классического балета, который дает свои спектакли на лучших сценах Москвы — Большого театра, Новой оперы, в Государственном Кремлевском Дворце, Большом Концертном зале в Олимпийской деревне, а также много гастролирует в России, странах СНГ, Европы и Америки.

Наталия Касаткина и Владимир Василев стремятся к продолжению в своей труппе лучших традиций Большого театра. Педагогическую и репетиторскую работу в коллективе осуществляли и осуществляют опытные педагоги-репетиторы, в прошлом солисты Большого театра, танцевавшие на его сцене больше двадцати лет — Анатолий Симачев, Татьяна Попко, Наталья Таборко, Марина Колпакчи. Двенадцать золотых медалистов престижных международных конкурсов артистов балета воспитал работавший в труппе педагог-репетитор Наум Азарин-Мессерер — представитель знаменитой московской балетной семьи Азариных-Плисецких-Мессереров, которая дала мировому балету в старшем своем поколении Асафа и Суламифь Мессерер, в следующем — Майю Плисецкую. Брат Майи Плисецкой Азарий Плисецкий, работавший в качестве педагога и балетмейстера в труппах Мориса Бежара и Ролана Пети, с разрешения этих выдающихся хореографов осуществил перенос ряда их постановок в Государственный театр классического балета. В труппе работала представительница третьего поколения этой семьи, молодая балерина, успешно выступающая и как киноактриса, Анна Плисецкая, дочь другого брата Майи, Александра, также танцовщика Большого театра. Много и интересно работала с труппой Государственного театра классического балета звезда Большого театра Екатерина Максимова, которая танцевала главные партии в спектаклях Натальи Касаткиной и Владимира Василева «Сотворение мира» и «Повесть о Ромео и Джульетте», а также в старинном балете (хореография Филиппа Тальони) «Натали, или Швейцарская молочница», который восстановил в труппе Касаткиной и Василева Пьер Лакотт.

Репертуар театра Касаткиной и Василева разносторонен, включает в себя современные спектакли и шедевры классической хореографии. В исполнении труппы Государственного театра классического балета зрители могут увидеть многое из того, что составляло славу Большого театра на протяжении десятилетий. В основу версии балета Чайковского «Лебединое озеро», которую предлагают публике Наталия Касаткина и Владимир Василев, лег уже почти забытый старый вариант спектакля, который носит в России название «старого московского „Лебединого“». Балетные критики назвали эту работу Касаткиной и Василева уроком современного отношения к классическому наследию. Многие замечательные хореографические куски старой редакции «Лебединого озера» были бережно восстановлены — лебединые сцены, сюита характерных танцев, редакция IV картины Асафа Мессерера и др. А те фрагменты, которые заново сочинены Наталией Касаткиной и Владимиром Василевым, чутко и бережно передают стиль знаменитого спектакля. При постановке спектакля Наталия Касаткина и Владимир Василев консультировались с Николаем Фадеечевым — одним из самых знаменитых Принцев Большого театра, с Асафом Мессерером. Главные консультации проводила знаменитая балерина и педагог Марина Семенова. Подобный подход продемонстрировали Наталия Касаткина и Владимир Василев и при постановке в своей труппе балета Минкуса «Дон Кихот». Бережно восстановленный спектакль Мариуса Петипа и Александра Горского — знаменитый «старый» «Дон Кихот» Большого театра органично дополнился новыми персонажами, новыми танцами, сюжетными ходами. Получил признание критиков и тщательно восстановленный и отрепетированный спектакль «Жизель» в редакции Леонида Лавровского, бывшего много лет главным балетмейстером Большого театра. «Щелкунчик» Чайковского в театре Касаткиной и Василева включил в себя многие фрагменты хореографии Василия Вайнонена, спектакль которого не один год шел в Большом театре. В концертных программах также идут фрагменты балетов репертуара Большого театра прошлых лет, тщательно отреставрированные и отрепетированные с солистами театра.

Труппа театра представляет многообразие ярких хореографических индивидуальностей. Большинство артистов закончили знаменитое Московское хореографическое училище, где учились у мастеров Большого театра. Также в труппе выпускники Петербургского, Пермского, Новосибирского и других училищ. Эту труппу неслучайно называют ансамблем звезд и театром солистов. Артисты театра Касаткиной и Василева получили около 20 только золотых медалей престижных международных конкурсов и три премии Парижской академии, а также множество других наград и званий.

Можно сказать, что одни из лучших ростков Большого театра готовы подарить публике свои лучшие цветы.

Вадим Гаевский