Государственный Академический Театр Классического Балета
под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва.

все жанры кроме скучного

О театре/Статьи/

Кукла на заказ

Материал предоставлен газетой «Линия»
(журнал «Балет» в газетном формате)
№3/2009

Блеск музыки Лео Делиба и переделанный Артюром Сен-Леоном и Шарлем Нюиттером незатейливый сюжет из произведений находившегося на пике популярности Гофмана словно глоток шампанского опьянили парижан на премьере балета «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» 25 мая 1870 года.

Балет о танцующей кукле, в которую влюбился, думая, что это прекрасная девушка юноша Франц (а механические игрушки тогда были в диковинку) самолично посетил император Наполеон III. Но ни сам монарх, ни его поданные и в страшном сне тогда, конечно, не могли себе и представить, что буквальным образом находятся на пире во время чумы. Уже через три месяца революция положит конец II империи и монархии во Франции. Так что парижская премьера событие историческое — последнее посещение театра последним императором Франции. Тогда же разразилась франко-прусская война и во время осады Парижа всего через несколько месяцев заболела и умерла от черной оспы (или холеры) в день своего 17-летия первая исполнительница главной роли девушки Сванильды Джузеппина Боззаччи. Для подающей надежды восходящей звезды Парижской оперы это так же был первый и последний в ее короткой жизни спектакль. Еще раньше от сердечного приступа прямо в кафе неподалеку от Оперы умер и Сен-Леон.

Сейчас тема о кукле-автомате опять вошла в моду. Сразу два балетных театра Москвы обратились к этому сюжету. Упреждая премьеру в Большом, первым успел оттанцевать очаровательный старинный спектакль Театр Классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева (в просторечии любовно называемый зрителями КАСВА-Сами). Собственно Большой и КАСВАС демонстрируют совершенно разные подходы к модному сюжету. В случае с Большим постановщик Сергей Вихарев настаивает на аутентичности, доскональном перенесении старинного балета Сен-Леона, впоследствии переделанного Мариусом Петипа, а позже и Энрико Чекетти для Мариинского театра. Здесь без дотошного научного изучения записей Сергеева, по которым и восстанавливал Вихарев свой балет, постановщика не проверить. Но уже сейчас многие специалисты подвергают вихаревскую дешифровку сомнению.

Другое дело КАСВАСовцы. Не беря на себя столь мудреных задач, они честно признаются, что просто адаптируют известную хореографию. Сохраняя осколки, оставшиеся от балетов Сен-Леона, Петипа, Чекетти, Горского и приспосабливая их к современным условиям,они основательно дополнили либретто и хореографический текст собственным сочинением. В Большом театре, как и положено, в балеринском балете XIX века отсутствуют, например, друзья Франца. У КАСВАСовцев мальчишки-студиозусы резвятся вместе со своим приятелем, поочередно заигрывая с куклой-автоматом. Вплоть до 60-х годов прошлого века роль Франца в Парижской опере по традиции играла танцовщица-травести (на премьере эту партию исполняла м-ль Фьокр).

Танцовщиков мужского пола в Гранд-опера в ту пору почти не осталось. Следуя логике, в Большом театре у Вихарева мужскую партию должна была бы танцевать женщина. Но поскольку; восстанавливал он спектакль Петипа, у которого танцовщики-мужчины в наличии имелись, эту роль в нынешней постановке все-таки передали мужчинам. К относительно куцей партии, поступаясь собственными принципами, для веса добавили мужскую вариацию, вошедшую в «Коппелию» много позже парижской премьеры.

В театре Классического балета партия Франца — полноценная. Ее искусно танцует Алексей Орлов — молодой, элегантный премьер с удлиненными линиями, мягким прыжком и красивыми вращениями. Педагог-репетитор этого танцовщика Владимир Муравлев исполняет Коппелиуса. В роли Сванильды чудо как хороша Екатерина Березина — одна из лучших балерин Москвы. Не подвел и женский кордебалет. Аллегории на свадебном торжестве (Аврору, Утреннею молитву, Дневную работу, Вечерние сумерки) в строгом соответствии с классической традицией довольно грамотно исполнили солистки театра. Совершенно очаровательны детишки — маленькие воспитанники хореографических студий, которых как всегда привлекают в свои спектакли Касаткина и Василев. Музыка Делиба номерная, потому постановщики не преминули переставить порядок музыкальных текстов в соответствии с отредактированным ими либретто. Чтобы сделать сюжет понятнее широкому зрителю, а интригу более захватывающей, хореографы ввели пролог — сцену в мастерской Коппелиуса. Колоритны и придуманные Касаткиной и Василевым фигуры градоначальника и его супруги, которые собственно и заказали мастеру куклу. За изобретение человека-кентавра, другой механической куклы находящейся в мастерской Коппелиуса и за живописную деревушку, на ярмарочной площади которой разворачивается множество сцен, художник-декоратор Елизавета Дворкина достойна особой премии.

Балет заканчивается общим весельем, во время которого из свадебного торта, изготовленного поварятами, вылезает сама Коппелия. В спектакле, сделанном Касаткиной и Василевым с большим вкусом и юмором, воспроизведена не буква, а дух старинной постановки. Погружая зрителей в область эфирных фантазий — тех, где «классический балет есть замок красоты», их «Коппелия» предстает как чудо, надобное в любые времена.

Павел Ященков