Государственный Академический Театр Классического Балета
под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва.

все жанры кроме скучного

Балеты/«Дон Кихот»/Либретто

Л. Минкус «Дон Кихот»

Либретто Наталии Касаткиной и Владимира Василёва по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот».

Пролог


Балет Дон Кихот

Дон Кихот погружен в чтение рыцарских романов. Он не может оторваться от книги даже в то время, когда цирюльник Базиль приводит в порядок его шевелюру. Фантастические образы из книг в его воображении становятся реальностью. Даже очаровательная дочка трактирщика Китри — предмет любовных воздыханий Базиля, — сначала предстает ему в образе злого волшебника. Но увидев хорошенькое личико девушки, Дон Кихот принимает ее за Прекрасную Даму, свою Дульсинею. Появляется Санчо Панса в сопровождении Антонины, племянницы Дон Кихота, и бакалавра Карраско. Они упрекают Санчо за неумеренный аппетит — он съел обед, предназначенный для Дон Кихота. Но Дон Кихот берет Санчо под свое покровительство, посвящая его в оруженосцы. Напрасно Антонина и Карраско пытаются уговорить Дон Кихота отказаться от идеи отправиться в дальние странствия подобно героям рыцарских романов. Тогда они решают не оставлять фантазера в путешествии: набрасывают на себя старый, залатанный плед Дон Кихота, и… получается милая, послушная лошадка. С помощью Санчо Дон Кихоту удается взгромоздиться на лошадку, и путешествие начинается.

Действие первое

Картина первая. На одной из площадей Барселоны полыхает пожар народного праздника. Танцует вся площадь. Здесь же Китри и Базиль. Но им не удается надолго скрыться от отца девушки — трактирщика Лоренцо. Его мечта — выдать дочь замуж за богатого дворянина Гамаша. Но Китри наотрез отказывается подчиниться воле отца. Праздник продолжается. Танцуют тореадоры со знаменитым Эспадой во главе, танцует Уличная танцовщица. Танцы прерываются появлением Дон Кихота на своем «Росинанте» (вы помните, что лошадь изображают Антонина и Карраско). Дон Кихот принимает Лоренцо за владельца замка. Увидев Китри, он узнает в ней свою Дульсинею. Но Китри удается убежать вместе с Базилем. Отец Китри, Гамаш и Дон Кихот на «Росинанте» со своим оруженосцем Санчо Панса отправляются их разыскивать.

Действие второе

Картина вторая. Через поляну около мельниц, где раскинулся цыганский табор, пробегают Китри и Базиль, спасаясь от преследований Лоренцо и Гамаша. Дон Кихот принимает ветряные мельницы за злых волшебников и стремится сразиться с ними. Санчо, Антонине и Карраско не удается остановить его. Зацепившись за мельничное крыло, Дон Кихот взмывает ввысь, тяжело падает на землю и погружается в сон.

Картина третья. Спящему Дон Кихоту кажется, что лес полон волшебными существами. Он видит свою Дульсинею, окруженную дриадами и амурами.

Картина четвертая. В лесу слышен звук охотничьего рога. Это охотится Герцог со своей свитой. Санчо бросается к его ногам, умоляя помочь охваченному бредовыми мечтаниями Дон Кихоту. Карраско и Антонина помогают рыцарю подняться, и все вместе удаляются.

Картина пятая. Китри и Базиль укрылись в таверне — излюбленном месте сборищ матросов, пиратов и их подружек. Среди посетителей — красавица Мерседес. Она ревнует Эспаду к его новой подруге — Карменсите. Но мир между влюбленными восстанавливается, и все посетители таверны веселятся вместе с матросами, танцующими джигу. Общее веселье прерывается появлением Дон Кихота, отца Китри Лоренцо и Гамаша. Трактирщик хочет немедленно объявить о помолвке своей дочери с Гамашом. По уговору с Китри Базиль разыгрывает сцену самоубийства. Китри притворно рыдает. Дон Кихот упрекает трактирщика в жестокосердии и, угрожая оружием, заставляет его согласиться на брак дочери с цирюльником. Базиль живо вскакивает — теперь ему ни к чему притворяться умирающим. Влюбленные благодарят Дон Кихота за помощь. Среди ликования Китри, Базиля и их друзей в таверне появляется гонец от Герцога. Предвкушая интересное развлечение, Герцог приглашает всех во дворец.

Действие третье

Картина шестая. Дворец Герцога. Все готово к празднику, где Антонина, племянница Дон Кихота, должна сыграть роль Дульсинеи, а Карраско — роль неизвестного рыцаря, соперника Дон Кихота. На празднике танцуют Эспада со своей возлюбленной, Китри и Базиль — сегодня их долгожданная свадьба. Поединок Дон Кихота с «неизвестным рыцарем» оканчивается плохо для мечтателя — запутавшись в своих шпорах Дон Кихот падает. «Неизвестный рыцарь» уводит «Дульсинею». Теперь исполнители этих ролей надеются, что они излечили Дон Кихота от бредовых мечтаний. Им же самим нелегкая дорога принесла счастье — Антонина и Карраско полюбили друг друга. Герцог дает знак продолжать праздник, но на нем уже нет места Дон Кихоту. Одинокий и печальный он удаляется вместе с Санчо и, конечно, на верном «Росинанте»  — Антонина и Карраско привычно набрасывают на себя старый плед, оставаясь верными странному чудаку и благородному мечтателю.

Билеты на балет в Москве: +7 (499) 372-05-33 (многоканальный), +7 (495) 945-25-01, tickets@classicalballet.ru. Стоимость билетов от 550 до 3 500 рублей.