Государственный Академический Театр Классического Балета
под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва.

все жанры кроме скучного

Балеты/«Травиата»/Либретто

Дж. Верди — П. Сальников «Травиата»

Либретто Наталии Касаткиной и Владимира Василёва по подлинной истории Дамы с камелиями и роману Александра Дюма-сына.

История Маргариты Готье, поведанная миру Александром Дюма-сыном, получила много интерпретаций, самая знаменитая из которых — опера «Травиата» Дж. Верди. Государственный академический театр классического балета предлагает собственную версию — балет-мелодраму.

Место действия — Париж времен Джузеппе Верди.

Действие первое

Предчувствие скорой смерти томило Маргариту. В тот год она была уже очень больна. Впадая в беспамятство, она видела одну и ту же картину.

Видение первое

Вот она бредет по ночному кладбищу и вдруг среди могил находит надгробную плиту с надписью «Маргарита Готье». Видение прерывается.

Картина первая. Театр Варьете.

Здесь собиралась знать, дамы полусвета, представители богемы, артисты и танцовщики: Прюданс, Гастон Р., мадмуазель Марс, юный Эжен, — в антракте представления свободно общались с гостями театра. Именно здесь Маргарита познакомилась с Арманом. Ее сердце — сердце самой знаменитой в Париже куртизанки — внезапно забилось от искреннего чувства. Маргарита вынуждена уйти со старым Графом, у которого в то время была на содержании. Пылкий Арман бросается вслед.

Картина вторая. У Маргариты.

Маргарита как раз выпроваживала надоевшего ей Графа, когда увидела Армана у порога своей спальни. Маргарита пытается убедить Армана, что не стоит питать слишком горячую страсть к куртизанке. Но любовь побеждает все сомнения.

Картина третья. Вилла у реки.

Арман в своем имении в предместье Парижа уединился с Маргаритой. Друзья Маргариты и Армана — Прюданс, Гастон, мадмуазель Марс и юный Эжен, — приходят навестить их. Но влюбленные не откликаются ни на какие призывы. Они счастливы и полностью поглощены друг другом.

Картина четвертая. Театр «Опера».

В тот вечер в театре «Опера» давали балет «Альцеста» на античный сюжет. (Альцеста и Апполон любят друг друга, а Харон их разлучает, грозя Альцесте вместо царства теней отправить ее в преисподнюю к фуриям.) В главной роли — блистательная Олимпия, в роли Аполлона — знаменитый Пьер Н., в роли Харона — Гастон Р..

Среди зрителей Арман встречает своего отца, господина Дюваля. Армана представляют семье генерала, сын которого Жорж помолвлен с его сестрой Бланш. Разражается скандал — связь Армана с известной куртизанкой бросает тень на всю семью Дюваль. Помолвка разрушена. Господин Дюваль умоляет Маргариту ради спасения Бланш бросить Армана. Слезы невинной девушки переполняют жалостью сердце Маргариты, и она соглашается принести в жертву свою собственную любовь.

Картина пятая. Фойе театра «Опера».

Маргарита очнулась. Пишет на программке: «Мы должны расстаться» и отдает записку г-ну Дювалю. Арман, прочитав записку, в отчаянии.

Действие второе

Картина шестая. У Олимпии.

Это был один из костюмированных балов, так модных в свое время в Париже.

Здесь встречаются после разрыва Маргарита и Арман. Арман жестоко оскорбляет Маргариту, считая, что она бросила его ради денег Графа. На какое-то время любовь, которая вовсе и не умерала, вновь захватывает их. Но Маргарита опомнилась. Счастье Бланш снова в ее руках. Маргарита на глазах у Армана бросается к Графу. Арман демонстративно обнимает Олимпию и уходит с ней. Маргарита окончательно сломлена болезнью и отчаянием.

Картина седьмая. На корабле.

Г-н Дюваль пытается развлечь сына прогулкой на корабле. Счастье Бланш и Жоржа напоминает Арману о собственном разрушенном блаженстве. Господин Дюваль не против того, чтобы Олимпия утешила сына. Ведь актриса — не куртизанка. Такая связь вполне прилична. Но Арман жестоко тоскует о Маргарите.

Картина восьмая. Курорт.

Здесь больные легочным недугом пьют елебные воды, принимают лечебные грязи. Здесь смерть вошла в привычку. Граф покидает обессилившую от болезни и горя Маргариту — слишком тяжела для него эта картина. Но в этом печальном месте не принято предаваться отчаянию. Пусть веселье наполнит остаток жизни.

Картина девятая. У церкви.

Из церкви торжественно выходят новобрачные — Бланш и Жорж. Обе семьи счастливы. Умирающая Маргарита просит г-на Дюваля открыть Арману правду. Дюваль соглашается. Маргарита теряет сознание.

Видение второе

Маргарите кажется, что на кладбище ее терзают черные фигуры — то ли принимавшие грязи курортники, то ли гробовщики, то ли сама болезнь. Маргарита видит Армана, поднимающего Олимпию, господина Дюваля, Бланш, чья свадебная фата стала для Маргариты смертным саваном.

Картина десятая. У церкви.

Маргарита очнулась на прежнем месте. Из дверей церкви она видит Армана, предающегося отчаянию после того, как отец сказал правду о Маргарите.

Картина одиннадцатая. У Маргариты.

Потерявшая поддержку Графа Маргарита вынуждена расстаться со всем своим имуществом. Прюданс готовит платья Маргариты к аукциону. Но то платье, в котором она впервые встретила Армана, Маргарита не отдает. В нем — в гроб. С любопытством и жадностью «приличные» дамы разглядывают, нюхают, расхватывают платья знаменитой парижской куртизанки. Олимпия в азарте вырывает веер из рук самой Маргариты. Силы оставляют больную.

Видение третье, последнее

В предсмертном бреду Маргарита у своей могилы прощается с Арманом. Уходит свет жизни, но великая жертва Маргариты открывает ей иной свет, который она обретает умирая.

Картина двенадцатая. У Маргариты.

Она умерла в феврале во время пасхальных карнавалов. Веселая костюмированная толпа врывается к Маргарите. Среди женщин одетых в ее платья, мечется Арман. Он находит Маргариту бездыханной, лежащей на лестнице их первого свидания. Горю Армана нет предела.

Занавес.

Билеты на балет в Москве: +7 (499) 372-05-33 (многоканальный), +7 (495) 945-25-01, tickets@classicalballet.ru. Стоимость билетов от 550 до 3 500 рублей.