Государственный Академический Театр Классического Балета
под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва.

все жанры кроме скучного

Юбилей самой Терпсихоры


Касаткина

Наталии Касаткиной исполняется 75, во что трудно поверить. В её честь 8 июня 2009 года в 19 часов в Большом театре состоится Гала-концерт.

Для нескольких поколений любителей балета она — восхитительная легенда, которой незачем скрывать возраст, — годы не тронули величавой красоты этой женщины, не погасили её удивительно страстную любовь к жизни и к искусству, что, собственно, для Наталии Дмитриевны — практически одно и то же.

С 1954-го она более двух десятков лет была солисткой Большого. Ее темперамент, эмоциональная эротическая чувственность и глубина воплощения созданных образов покоряли зрителей и критиков — незабываемы партии Фригии в «Спартаке», Бесноватой в «Весне священной», Рока в «Кармен-сюите»…

Наталия Касаткина — выпускница легендарного хореографического училища при Большом театре. Ее педагоги — Марина Семенова, Асаф Мессерер, Леонид Лавровский, Елизавета Гельцер — создали балерину с умными, как писала критика «одухотворенными» ногами, с эмоциональностью самой Терпсихоры и волей к созиданию, какая бывает лишь у «хореографов от Бога».

Именно так о них с Василёвым и говорят: «Хореографы от Бога». С этим согласились практически во всем мире, когда настоящим бестселлером балетной сцены стал балет «Сотворение мира» на музыку Андрея Петрова. В этом библейском чуде блистал в 1971 году в Мариинке Михаил Барышников. А потом спектакль был поставлен и триумфально прошел на 60-ти сценах мира!

Есть в мире великие балерины, есть интересные хореографы, есть ни на кого не похожие режиссеры и мудрые педагоги… И есть Касаткина. В ней все — щедрость к ученикам, умение первой разглядеть индивидуальность и талант, потрясающая фантазия, безупречный вкус и неистощимый дар художника. К слову сказать, Государственную премию СССР она получила за либретто и постановку оперы «Петр I» совместно с мужем и соратником Владимиром Василевым, с которым всю жизнь делит пополам успехи и достижения, не ревнуя к вниманию публики, не доказывая свое первенство, но и не требуя снисхождения к «слабой женщине».

Их ценят за стремление сочетать уважение к традиции и откровенную любовь к современному искусству — они как истинные «шестидесятники» умеют возмущать спокойствие власти и покорять поклонников новаторскими идеями.

Касаткина единственная женщина на Олимпе мирового искусства, которая по своему творческому масштабу стоит в одном ряду с выдающимися хореографами-постановщиками. Владение ремеслом проявляется в каждом шаге — от идеи, собственных либретто до воплощения более тридцати! полномасштабных спектаклей широчайшего диапазона — от балетов Николая Каретникова, Белы Бартока, Андрея Петрова, Арама Хачатуряна до собственного прочтения практически всех классических постановок.

Касаткина и Василёв

Особая их заслуга в том, что Касаткина и Василёв открыли русскому зрителю великого Стравинского — поставили его опальную при советской власти «Весну священную», а затем познакомили с «Поцелуем феи» и «Жар-птицей». Они показали, как можно танцевать на сцене Баха… Да-да, «Прелюдии и фуги» открыли новый путь в развитии классической хореографии.

Пожалуй, Касаткина — единственная женщина в мире, которая в течение 32 лет стоит во главе одного из самых известных и крупных балетных театров — Государственного академического театра классического балета и является его Художественным руководителем.

И, конечно же, уникальность знаменитой творческой пары заключается в том, что они создали свой театр — единственный авторский театр в Москве, где с любовью выращивают и дают возможность реализовать себя выдающимся танцовщикам современности. В их спектаклях блистали Михаил Барышников, Майя Плисецкая, Владимир Малахов, Галина Степаненко, Ирек Мухаммедов, Екатерина Максимова и Александр Годунов. Когда спрашиваешь Наталию Дмитриевну о любимых «звездах», она обязательно рассказывает, какие уникальные «девочки и мальчики» работают в театре сейчас.

Она абсолютно неповторимая. Ее имя как дуновение легчайших крыл маленьких фей, которые носятся в вихре танца, касаясь сцены всю жизнь вдохновенно и с любовью — Ка-сат-кина! Ее ни с кем нельзя сравнить, она — единственная…