Премьера легендарной работы Касаткиной и Василёва прошла в Мариинском (Кировском) театре в 1971 году: чтобы получить возможность станцевать главную роль Михаил Барышников срочно «вылечил» свою сломанную ногу, которую придумал, лишь бы не танцевать в другой постановке. Уже после его побега из СССР министр культуры назовет роль Адама в «Сотворении мира» «первым шагом Барышникова к падению».
Впрочем, вопросы к новаторскому балету были у чиновников ещё до премьеры. По мнению членов комиссии, на Адама и Еву следовало «надеть юбочки». Также худсовет в своём заключении потребовал убрать из постановки «30-градусный секс». Что именно подразумевали чиновники, постановщики так и не поняли. Даже сегодня «Сотворение мира» по чувственности и эротизму смотрится смело, если не провокационно.
Смешению классического балета со свободной пластикой «Сотворение мира» во многом обязано партитуре. Великий мелодист композитор Андрей Петров, известный в первую очередь по своим работам для кино, соединил академическую музыку с джазовыми приемами и даже роком.
Для балетной вариации библейского сюжета Наталия Касаткина и Владимир Василёв черпали вдохновение одновременно во фресках Сикстинской капеллы, в детской пластике их сына Ивана и в рисунках Жана Эффеля. Его веселые картинки были широко растиражированы в Советском Союзе: очень добрый Бог, смешной бородатый Адам, такой француз, и милая наивная красотка Ева. Касаткина и Василёв использовали в своем балете рисунки, образы и позы из эффелевских комиксов.
Они поставили спектакль, где удивительной красоты и лиричности сцены сочетаются с комическими пантомимами, на которых зрители не могут сдержать смеха. Но вместе с тем «Сотворение мира» остаётся тонкой, знакомой каждой семье, историей взросления и перехода в мир, где вчерашних детей взамен заботы и опеки родителей ждут настоящие испытания, многочисленные искушения и чудо новой жизни – их собственные дети.
Сегодня спектакль Касаткиной и Василёва — общепризнанная классика балетного искусства. Лучшие театры мира брали его к постановке более 60 раз. Среди балетоманов «Сотворение мира» считается обязательным к просмотру наравне со «Щелкунчиком» или «Лебединым Озером»
Здесь сошлось всё: и вечная тема появления человечества, вызывающая неиссякаемый интерес, и сценография именитого театрального художника Иосифа Сумбаташвили («Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство»), и музыка Андрея Петрова, в которой различаются мазки барокко, джаза, алеаторики, сонористики и песенных традиций, и хореографические полистилистика, улыбки и удачи.
Балет в двух действиях
Постановка, хореография, либретто: Наталия Касаткина и Владимир Василёв
Художник: Иосиф Сумбаташвили
Музыка: Андрей Петров
Продолжительность: 1 час 40 минут (один антракт)
Однажды давным-давно, еще до начала времен, во тьме первозданного хаоса столкнулись лбами Бог и Дьявол. От этого удара во все стороны полетели горячие искры, а от них зажглось яркое Солнце. Оправившись от изумления, создатель всего сущего торжественно воскликнул: «Да будет свет!», и ангелы радостно приветствовали новое светило. Только изнывающий от скуки Дьявол, улучив момент, из вредности оставил на Солнце несколько пятен.
На новорожденной и пустынной Земле Бог создал дивный сад, не покладая рук целых семь дней. Эдем прекрасен, но пуст: некому оценить плоды трудов Всевышнего. Тогда он придумал и сотворил по собственному образу презанятное создание — человека. Адам родился на свет статным, как юноша в расцвете сил, но беспомощным и наивным, как ребенок.
Появление в раю нового жильца не осталось без внимания: Дьявол немедленно попытался искусить простодушного человека и увлечь за собой в Преисподнюю. Так завязалась первая битва света и тьмы за человеческую душу, и Дьявол потерпел в ней полный крах. Потрясая кулаком и изрыгая проклятия, он поклялся отомстить всему человечеству за свое поражение. В раю хорошо, но одиноко, и вскоре Адам заскучал. Лукавый только и ждал подобного случая, чтобы вновь попытаться искусить его.
Он отправил к Адаму пленительную Чертовку, рассудив, что человеку не устоять перед ее дьявольским обаянием. Так бы и вышло, если бы вновь не вмешался Бог. Посмотрев на тоскующего Адама и услышав его слезные жалобы, он смиловался и создал бедолаге подругу. В противоположность Адаму, прелестная Ева почувствовала себя хозяйкой положения сразу, как появилась на свет.
Адам и Ева быстро подружились, а рай оживился их веселыми играми и радостным смехом. Правда, не обошлось без происшествий: Дьявол вновь попытался искусить людей, на этот раз предложив им сорвать плод с запретного дерева. Создатель хорошенько отругал проказников и для острастки выставил за ворота рая, во тьму и холод. Но, преподав урок, милостиво впустил изрядно напуганных Адама и Еву обратно в теплый и светлый Эдем.
Однако Дьявол не унимался и продолжал соблазнять людей запретным плодом, желая получить над ними власть. И снова Адам и Ева поддались сладким речам и уговорам, ведь нет ничего более желанного, чем запретное. Но протянув руки за яблоком, они случайно упали друг другу в объятия… В этот миг для них исчез запретный плод, Дьявол и все черти Преисподней, осталось только новое, удивительное и всепоглощающее чувство — любовь.
В раю на влюбленных обрушился шквал божественного негодования: Создатель попытался разлучить их и даже пригрозил изгнанием. Но для Адама и Евы расставание немыслимо: друг без друга им нерадостен рай, а вместе — не страшна неизвестность. Взявшись за руки, они отправились во тьму неизведанной Земли, чтобы начать новую жизнь или погибнуть вместе. В опустевшем раю остались лишь Создатель с разбитым от своей потери сердцем и его безутешные ангелы.